В прошлом году на сайте Госуслуги появилось требование ввода дополнительного кода ТОТР. Что это за одноразовый код и для каких целей он используется – далее в статье.
Что это ТОТР на Госуслуги?
Доступ посторонних в личный кабинет gosuslugi.ru для многих граждан может стать катастрофическим. Ведь с помощью портала можно оформить кредит или получить всю важную информацию о человеке. В любом случае такое развитие событий является опасным. Разработчики онлайн-сервиса решили в обязательном порядке подключить к каждому личному кабинету Госуслуг специальную проверку – ТОТР. На других сервисах такой способ защиты называют двухфакторной аутентификацией. Защита работает только в подтверждённом аккаунте.
Код выполняет роль проверки настоящего владельца аккаунта. Специальное приложение генерирует его каждый раз, когда вы заходите на сайт и пытаетесь войти. После ввода кода и основных данных открывается личный кабинет.
Приложения для генерации ТОТР
Программу для создания кода ТОТР можно использовать любую на выбор пользователя: Google Authenticator, Яндекс Ключ, Майкрософт Authenticator или другие. Таким образом, выполните один раз вход, сканируя QR или введя числовой код, после чего приложением можно будет пользоваться без подключения к Интернету.
Открыв форму авторизации gosuslugi.ru, при выборе способа с ТОТР сайт запросит пароль. Введите его из приложения на странице входа.
Это интересно: как записаться на приём в ПФР через Госуслуги?
Можно ли отключить ТОТР?
Двухшаговая проверка обязательна и отключить её для подтверждённого аккаунта нельзя. При этом есть выбор способа подтверждения. Госуслуги также предлагает зарегистрировать биометрию – это внешние данные пользователя (скан лица). Для этого вы должны предварительно завести профиль на сайте ebs.ru/citizens.
Что такое подтверждённый аккаунт на Госуслугах?
Портал имеет 3 типа учётных записей. Для каждой из них открыты определённые возможности. Например, при Упрощённой – той, которую вы получаете после обычной регистрации (с Email и паролем), доступна лишь текстовая информация. Чтобы иметь возможность записаться на приём к врачу или налоговую, нужно открыть Стандартный аккаунт. Для этого необходимо предоставить копии некоторых документов в электронном виде. Есть также Подтверждённый профиль, в котором доступны все возможности сайта Госуслуги: подача заявки на загранпаспорт, регистрацию по месту жительства, замена прочих документов.
Как войти через ТОТР на Госуслуги?
Если на сайте gosuslugi.ru у вас запрашивают дополнительный код, то необходимо на мобильный телефон установить приложение для его генерации.
Найти его можно в маркете Rustor. Скачайте Яндекс Ключ или Google Authenticator.
- Откройте приложение и на сайте Госуслуги выберите вход по TOTP;
- В приложении введите и подтвердите номер телефона;
- В программе на телефоне нажмите «Сканировать QR»;
- Наведите камеру на экран с кодом;
- Затем войдите в приложение и сгенерируйте пароль для авторизации.
Чтобы каждый раз входить по паролю ТОТР, необходимо изменить настройки на Госуслугах.
- Войдите в свой личный кабинет и выберите иконку профиля;
- В меню переключитесь на раздел «Безопасность»;
- В списке вариантов двухфакторной авторизации поставьте флажок на ТОТР;
- Если вход был выполнен другим способом, нужно привязать приложение на телефоне для генерации кодов к Госуслугам.
В настройках можно выбрать авторизацию по SMS. В этом случае вторым фактором защиты будут пароли, которые нужно будет вводить на сайте.
Известные способы взлома gosuslugi.ru
Пренебрегать средствами защиты аккаунта не рекомендуется. Эти способы приведены для ознакомления и в случае необходимости изменения настроек Госуслуг для их предотвращения.
Как защитить свой аккаунт Госуслуг?
Аккаунт любого типа можно уберечь от взлома. Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций:
Также не стоит доверять личный мобильный телефон друзьям и тем более незнакомым людям.
Проблемы со входом по TOTP
Иногда возникают проблемы с авторизацией по ТОТР в Госуслугах. Код, который должен получить пользователь после сканирования – не приходит. В этом случае вы можете обратиться в ближайший МФЦ с просьбой восстановить доступ. Это можно сделать также удалённо, позвонив на номер 8 800 100-70-10 или с мобильного телефона на 115. Если возникают проблемы со сканированием, проверьте камеру телефона. Возможно из-за инородных тел на поверхности она не может захватить всё изображение кода.