О своих планах прекратить поддержку API Chrome Manifest V2 и перейти на Manifest V3 компания Google рассказала еще в году 2018, чем вызвала резкое негодование разработчиков расширений для блокировки рекламы. Причина их недовольства вполне понятна – Manifest V3 несовместим с существующими блокировщиками рекламы, которые после перехода на новую версию API просто перестанут работать.
К этому стоит добавить, что Manifest V3 был раскритикован за потенциальные дыры в безопасности и производительности.
В итоге Google отложила внесение изменений и теперь, когда вопрос о переходе на новую версию API был поднят снова, решила пойти на компромисс, увы, проигнорировав самые важные пункты, за которые она подверглась критике. В общем, расширения для блокировки рекламы останутся доступными для всех браузеров на Chromium, но они уже не будут столь эффективными как прежде. Впрочем, те пользователи, которые не прибегают к расширенным настройкам блокировщиков, поначалу даже не заметят изменений.
Грядущие изменения не затронут базовых настроек, так что некоторое время блокировщиками рекламного контента можно будет пользоваться с параметрами по умолчанию. А вот всем тем, кто привык использовать расширения по максимуму, задействуя весь их потенциал, возможно, придется искать альтернативы, а в крайнем случае переходить на Mozilla Firefox. При всем этом Google следует отдать должное – изменения будут внедряться постепенно, и у пользователей, и у создателей Chromium-браузеров будет время определиться с дальнейшими тактиками.
Поддержка блокировщиков рекламы с набором старых правил будет полностью прекращена к середине 2025 года, и в итоге Chrome удалит их из своего официального магазина расширений. А посколько Магазин Chrome это не только источник программного контента, но и рекламная площадка для его разработчиков, утратившие возможность выкладывать свои программные продукты создатели блокировщиков будут иметь меньше стимулов для их дальнейшего развития.
Что делать рядовым пользователям
В принципе, прекращение поддержки API Chrome Manifest V2 не является чем-то фатальным. Если вы раньше никогда не использовали дополнительные возможности блокировщиков рекламы, беспокоиться вам особо не о чем. Равно как и пользователям браузеров Vivaldi, Brave и Opera при условии использования ими только встроенных блокировщиков, на функционал которых переход Google на новую версию API не повлияет. Всем же остальным, кто привык использовать все возможности популярных расширений, можно порекомендовать установить AdGuard – отдельное универсальное приложение, предназначенное для блокировки рекламы и прочих нежелательных элементов на веб-страницах практических любых браузеров.